Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС77-79395 от 02.11.2020

ISSN: 2782-1528

DOI 10.34660/c0727-6092-6372-a

Последнее обновление словаря: 20.11.2024 - 20:05
Категории

Двигатель постоянного тока

Двигатель постоянного тока (direct current motor) — электродвигатель, конструкция которого содержит обмотку возбуждения, расположенную на статоре, и вращающуюся якорную обмотку, подключаемую к источнику питания через щеточно-коллекторный узел. Принцип действия основан на взаимодействии неподвижного магнитного поля обмотки возбуждения с током в проводниках ротора. Иногда вместо обмотки возбуждения применяют постоянные магниты. Щеточно-коллекторный узел обеспечивает однонаправленное протекание тока в якорной цепи. Различают Д.п.т. с независимым, последовательным, смешанным возбуждением и с возбуждением от постоянных магнитов. Наибольшее распространение находит Д.п.т. с независимым возбуждением.

[Электрический привод. Термины и определения / под ред. С.К. Козырева. — М.: Издательство МЭИ, 2015. — 96 с.]

Двигатель постоянного тока (ДПТ) машина постоянного тока, предназначенная для преобразования электрической энергии постоянного тока в механическую. При подключении ДПТ к питающей сети постоянного тока через обмотки якоря и возбуждения протекает постоянный ток, создающий собственные магнитные потоки. В результате взаимодействия потоков образуется вращающий момент. Рабочий процесс можно условно разделить на 4 стадии: 1 — «возбуждение». На обмотку возбуждения полюсов подключается постоянное напряжение. По обмотке потечет ток якоря, создающий магнитный поток, замыкающийся по магнитной цепи и воздушному зазору. 2 — «подведение первичной энергии». На обмотку якоря подводится постоянное напряжение. По обмотке якоря потечет ток. 3 — «преобразование энергии». По закону Ампера на проводники с током, помещенные в магнитное поле действует электромагнитная выталкивающая сила. Якорь начинает вращаться с частотой n. Также в проводниках якоря, вращающихся в магнитном поле, наводится ЭДС. Эта ЭДС направлена против тока и называется противо-ЭДС. 4 — «подключение нагрузки». К валу двигателя подключают механическую нагрузку, которая создает тормозной момент. Вал двигателя замедляет вращение, что уменьшает противо-ЭДС. Нарушается электрическое равновесие U=Е. Для его восстановления из сети потребляется больший ток, который увеличивает частоту вращения и противо-ЭДС. Регулирование частоты вращения ДПТ осуществляется путем изменения напряжения питания, тока в обмотке якоря или возбуждения. При включении неподвижного ДПТ на полное напряжение питания возникает большой пусковой ток, поскольку в этом случае противо-ЭДС равна нулю и ток якорной цепи ограничивается ее незначительным сопротивлением. При этом происходит интенсивный нагрев обмотки якоря и снижение напряжения питающей сети. При напряжении питания 220 В и мощности более 0,7 кВт используется реостатный запуск ДПТ. Рабочие характеристики ДПТ в значительной степени определяются способом его возбуждения – электромагнитное возбуждение или возбуждение от постоянных магнитов, а также схемой включения обмотки возбуждения относительно обмотки якоря (параллельное, независимое, последовательное и смешанное возбуждение).

[Меженина Е. И., Аль-Хелю А. С. Терминологический словарь по электрическим машинам / Е. И. Меженина, А. С. Аль-Хелю; Нижегородская ГСХА. — Н. Новгород: Нижегородская ГСХА, 2020. — 36 с.]

 

429 просмотров

Правообладателям! В случае если свободный доступ к данному термину является нарушением авторских прав, составители готовы, по требованию правообладателя, убрать ссылку, либо сам термин (определение) с сайта. Для связи с администрацией воспользуйтесь формой обратной связи.