Управление моментом, прямое (direct torque control) — управление двигателем в частотно-регулируемом электроприводе, при котором электромагнитный момент двигателя, найденный с помощью математической модели двигателя, поддерживается равным заданному за счет специально организованного алгоритма коммутации силовых ключей автономного инвертора напряжения АИН. У.м.п. применяется в электроприводах как с асинхронными, так и с синхронными двигателями. В математической модели двигателя на основе мгновенных значений фазных токов и линейных напряжений на выходе преобразователя частоты рассчитываются текущие значения электромагнитного момента и потокосцепления статора, а также определяется пространственное положение вектора потокосцепления. Полученные в результате расчета на модели значения потокосцепления статора и электромагнитного момента подаются на входы релейных регуляторов (регулятор потокосцепления статора и регулятор электромагнитного момента). На входах регуляторов рассчитанные значения потокосцепления и электромагнитного момента сравниваются, соответственно, с заданными значениями потокосцепления и электромагнитного момента. Выходные напряжения релейных регуляторов подаются на входы блока управления инвертором, представляющего собой быстродействующий логический автомат (дискретный автомат). На блок управления инвертором поступает также сигнал, несущий информацию о пространственном положении вектора напряжения, подаваемого на обмотки статора. На каждом шаге расчета (длительностью не более 50 мкс) релейные регуляторы сравнивают заданные значения с вычисленными на модели и выдают логические сигналы на блок управления инвертором, который в соответствии с заложенным в него алгоритмом выбирает такую комбинацию включенных силовых ключей инвертора, при которой вектор напряжения статора придет в состояние, необходимое для поддержания заданного значения электромагнитного момента. Если считать силовые ключи идеальными (время срабатывания ключей пренебрежимо мало), то вектор напряжения, подаваемого на обмотки статора, изменяет свое пространственное положение скачком. В промежутке между коммутациями ключей вектор напряжения будет неподвижным в пространстве. Перерасчет состояния двигателя и принятие решения о переключении силовых ключей инвертора производится с частотой более 20 кГц. У.м.п. обеспечивает высокое быстродействие при отработке задания момента и высокую точность регулирования электромагнитного момента при низких скоростях двигателя, включая и нулевую.
[Электрический привод. Термины и определения / под ред. С.К. Козырева. — М.: Издательство МЭИ, 2015. — 96 с.]